Как тестируют бобруйские шины
Шины необходимо спроектировать, изготовить и, в конечном счете, продать, но есть и еще один важный этап производственно-сбытовой цепочки, а именно испытания, и о том, как тестируют шины в белорусском ОАО «Белшина» рассказал начальник лаборатории сертификационных и стендовых испытаний шин инженерно-технического центра компании Максим Манько.
Испытания шин делятся на два типа: статические и динамические, и в последнем случае используется беговой барабан. Некоторые тесты длятся всего час, а некоторые — безостановочно до двух недель, вследствие чего в лаборатории работают порядка 50 человек, а процесс не останавливается ни на минуту.
«Параметров, на которые испытываются шины, целый список, — говорит Манько. — Это соответствие ГОСТу по основным размерам, по индикаторам износа, по максимальной скорости и другие. А еще известно, что шины влияют на расход топлива, и в связи с этим наши специалисты проверяют их на топливную экономичность. Для этого проводятся испытания по определению коэффициента сопротивления качению (в соответствии с Правилами ООН №117). В итоге буквенным обозначением — А, В, С, D — шине присваивается определенный класс. Проще говоря, ниже сопротивление — меньше топлива».
Легковые шины должны «пройти» от 20 до 24 тыс. км при 90 км/ч, то есть испытания занимают почти две недели при нагрузках, в полтора раза выше «экономичных». Кроме этого, проводятся тесты на работоспособность бортовой зоны и боковых стенок, и здесь нагрузка еще больше — 160-200%, которую шина должна выдерживать в течение 90 часов. Есть и менее длительные испытания, к примеру, по 60 минут, за которые скорость постепенно увеличивается до максимальной заявленной, и если дефектов не обнаружится, то тест пройден.
«Белшина» также известна своими крупно- и сверхкрупногабаритными шинами, и они тестируются по отдельным методикам. КГШ в зависимости от области применения должны пройти от 2 до 5 тыс. км при 10-40 км/ч, а в испытаниях самых крупноразмерных шин один из главных показателей — это ТКВЧ (тонно-километры в час). По нему можно понять, какой объем работы может выполнить шина без перегрева, а тесты проводятся в течение трех суток с измерением температуры в подканавочном слое.
По словам Манько, шины также тестируются с использованием воды, и таким образом оценивается их прочность при воздействии внутреннего давления. Шину наполняют водой, пока она не разрушится, и, как говорят на «Белшине», в случае с их шинами давление для этого должно быть не менее чем в семь раз выше предельно допустимого.
«Сейчас готовятся к серийному производству новые модели легковых шин — PS-101, PS-102, PS-103. А также их зимний вариант серии PW-101, PW-102, — рассказал Манько. — Это изделия премиум-класса. Недопустима даже малейшая ошибка. Впрочем, как и всегда в нашей работе. А в своих сотрудниках я уверен».
О том, что «Белшина» готовится выйти в премиум-сегмент, уже сообщалось ранее, а новые шины, как говорил гендиректор компании Александр Ковалев, получат названия Belshina Artmotion Premium и Artmotion Premium Snow.
Источник: «Шинник». Фото: «Шинник» и «Вестник Белнефтехима».