Michelin закроет еще два завода в Европе
Компания Michelin объявила, что не позднее начала 2026 года закроет «уже несколько лет сталкивающиеся с серьезными экономическими трудностями» заводы во французских городах Шоле и Ванн. Работу потеряют 1254 человека, а ранее Michelin также сообщила о закрытии предприятий в германских Карлсруэ и Трире, тогда как завод в Хомбурге прекратит выпуск новых шин и полуфабрикатов. Кроме этого, будет остановлено производство грузовых шин на заводе в Ольштыне (Польша).
По поводу закрытия двух французских площадок в Michelin говорят, что решение связано со структурной трансформацией рынков шин для легковых, легкогрузовых и грузовых автомобилей, а также ухудшением конкурентоспособности, в том числе из-за инфляции и роста цен на энергоносители. «Решение было принято как крайняя мера после того, как были проанализированы все альтернативные сценарии», — заявили в компании.
В Michelin добавляют, что в последние годы ситуация на европейском рынке изменилась из-за притока недорогих шин из Азии, который «нанес ущерб премиальным сегментам». «Фактически за десятилетие рыночная доля бюджетных легковых/коммерческих и грузовых шин выросла на 9 и 11 п.п. соответственно, отняв долю у премиальных сегментов, которая снизилась соответственно на 11 и 8 п.п., (по данным Roland Berger за май 2023 года), что привело к переизбытку производства на некоторых заводах Michelin в Европе», — говорится в сообщении компании.
В компании пообещали «мобилизовать все имеющиеся ресурсы для индивидуальной поддержки» каждого из сотрудников, которые лишатся работы, и отметили, что в связи с закрытием заводов зарезервированы дополнительные средства в размере порядка 330 млн евро.
Производство на обоих заводах будет остановлено до 11 ноября, чтоб руководство и профсоюзы провели обсуждения будущей поддержки сотрудников. Часть работников получит право на досрочный выход на пенсию, кто-то сможет перейти на другую должность внутри Michelin, а остальным, как говорят в компании, будут также помогать при трудоустройстве. Будет также создан комитет по контролю за реализацией плана по поддержке рабочих.
В Michelin подчеркивают, что Франция является ключевым и стратегически важным регионом для компании, в котором находится ее штаб-квартира (в Клермон-Ферране) и главный научно-исследовательский центр (в Ладу), где порядка 3000 сотрудников разрабатывают новые технологии. Кроме того, Michelin «активно занимается модернизацией своих производственных площадок там, где для этого есть возможность».
«Среди всех европейских шинных производителей Michelin — единственная компания, сохранившая широкое промышленное присутствие в Западной Европе, особенно во Франции», — заявляют в Michelin, добавляя, что сейчас во французском подразделении компании работает порядка 19 000 человек, в том числе 9000 работников производственных площадок. «Даже после закрытия заводов в Шоле и Ванне Франция будет занимать первое место в структуре Michelin как по количеству предприятий, так и по числу сотрудников», — отмечают в компании.
Сообщается также, что во Франции реализуется стратегия Michelin in Motion 2030, направленная на увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как шины для авиации, крупногабаритной горнодобывающей техники и и т.д. Кроме этого, развиваются другие направления деятельности, такие как сервис по подписке на использование экологичных коммерческих автомобилей Watèa by Michelin. Помимо этого, ведется разработка различных композитов, которые, как говорят в Michelin, уже приносят существенную часть доходов компании. В 2023 году была совместно с партнерами открыта «гигафабрика» в Сен-Фоне, крупнейшая в Европе площадка по производству водородных топливных элементов, где будет создано несколько сотен новых рабочих мест, и Michelin также выпускает различные надувные конструкции в рамках проекта Michelin Inflatable Solutions.
«За последние 10 лет объемы инвестиций Michelin во Франции превысили 2,6 млрд евро, 1,5 млрд из которых были направлены на модернизацию заводов в таких областях, как цифровизация, использование ИИ, декарбонизация, управление водными ресурсами, отходами и т.д., обучение персонала и улучшение рабочей среды», — говорят в Michelin, добавляя, что бывший завод в Катару стал «беспрецедентным проектом с вложениями в 300 млн евро, объединившим частные и государственные инвестиции», который позволит создать 1000 рабочих мест к 2030 году, а разрабатываться будут, в том числе, новые биоматериалы.
«Наша цель состоит в повышении конкурентоспособности французского производства, и мы продолжим работать в этом направлении. Именно поэтому мы предлагаем профсоюзам работать над созданием условий, которые позволят нашим предприятиям и сотрудникам во Франции эффективнее планировать свое будущее, — заявили в Michelin. — Мы убеждены, что благодаря проекту Michelin France Manufacturing 2030 путем коллективной работы с профсоюзами появятся рычаги, которые помогут развивать карьерные перспективы сотрудников и конкурентоспособность предприятий, особенно небольших, и обеспечить минимальный уровень защиты и поддержки при необходимости смены рода деятельности, чтобы совместно подготовить будущее для Michelin и ее работников во Франции».