Тест неправильно установленных направленных шин

Многие шины имеют направленные V-образные рисунки протектора, разработанные для того, чтобы максимально быстро отводить воду или слякоть из пятна контакта. Одна из особенностей таких шин в том, что их можно установить неправильно (для правильного монтажа такие шины снабжаются специальной маркировкой, к примеру с изображением стрелки, на боковине), и если рисунок будет «показывать» вверх, а не вниз, вода будет вытесняться не наружу, а к центральной зоне протектора. Сцепление в этом случае будет ухудшаться, а в какой именно степени решили проверить эксперты из немецкого журнала Auto Motor und Sport, которые провели тесты правильно и неправильно установленных зимних шин с направленным рисунком.

Кроме этого, в AMS оценили, насколько хуже новых работают изношенные шины, и протестировали цепи противоскольжения, установив их на зимние и летние шины. Испытания проводились на снегу и мокром асфальте в нескольких дисциплинах, таких как тяговое усилие, торможение, управляемость и устойчивость к продольному и поперечному аквапланированию.

В качестве образца направленных шин были выбраны зимние Nokian Snowproof 2, и при трогании с места и торможении на укатанном снегу ошибка монтажа влияла, но едва заметно, но вот в тесте на управляемость автомобиль начинало выносить в поворотах из-за неконтролируемого скольжения передних шин, а причина была в том, что шины не справлялись с возникающими поперечными нагрузками. На сухом асфальте существенного снижения сцепления тоже не наблюдалось, но вырос уровень шума, а на мокром покрытии неправильно установленные шины тоже быстро начинали скользить, и серьезно ухудшалась управляемость, тогда как аквапланирование, как и можно было ожидать, начиналось заметно быстрее (почти на 10% в продольном направлении).

Nokian Snowproof 2 (так выглядят направленные шины при правильной установке)

Таким образом, при установке направленных шин необходимо осмотреть боковины, где будет указано корректное направление вращения. Кроме того, для более равномерного износа важна регулярная ротация шин, и шины с направленным рисунком следует переставлять только с одной стороны автомобиля, спереди назад и наоборот, иначе ухудшится уровень безопасности в дождливую погоду (остается добавить, что некорректный монтаж направленных шин также, как считается, приводит к их ускоренному износу, но подобного теста AMS, к сожалению, не провел).

Испытания также показали, что очень важен износ зимних шин, потому что при снижении глубины протектора всех шин до 4 мм существенно падает сцепление на заснеженной и мокрой поверхности, а аквапланированию они противостоят хуже неправильно смонтированных, но новых шин. Если менять только две зимние шины, то рекомендуется устанавливать их на заднюю ось (в том числе на переднеприводных авто), и дело в том, что сцепление задних шин имеет ключевое значение для предотвращения заносов при прохождении поворотов.

В тестах приняли участие и летние шины, и тут сюрпризов не было: они намного эффективнее зимних на мокром асфальте, в том числе с точки зрения сопротивляемости аквапланированию, но для снега просто не подходят.

Наконец, в финальной части специалисты оценили, насколько хорошо функционируют цепи противоскольжения, и оказалось, что при монтаже на зимние шины они увеличивают сцепление на снегу, но в сочетании с летними зацеп все равно очень слабый. По словам экспертов, при трогании и торможении колеса проворачиваются, и что еще хуже, на оси без цепей сцепления нет вообще. 

В общем и целом, для максимальной безопасности в холодное время года нужны зимние шины с достаточно большой глубиной протектора и правильно установленные.

Тяговое усилие на снегу (ускорение при разгоне с 0 до 50 км/ч, м/с2)
Торможение на снегу (тормозная дистанция с 50 км/ч, м)
Управляемость на снегу (время круга, с)
Устойчивость к продольному аквапланированию (скорость, при которой теряется сцепление, км/ч)
Устойчивость к поперечному аквапланированию (боковое ускорение, м/с2)
Торможение на мокром покрытии (тормозная дистанция с 80 км/ч, м)
Управляемость на мокром покрытии (время круга, с)

Источник: Auto Motor und Sport

31 января 2025